берегите трафик
День 2
Утром я проснулся от того, что у меня совсем замёрз нос. Я потёр его рукой и только тут только сообразил, что уже светло, дождь прекратился, а на часах около 6 утра. Я вылез из спальника, встал на ноги и посмотрел на деревню сверху (мы спали на 2 этаже дома; терраса тоже была двухэтажная). После увиденного я рысью бросился за фотоаппаратом, несмотря на пронизывающий холод:
С трудом оторвавшись от созерцания этой леденящей душу пасторали, я умылся и посетил местный сортир, о котором надо сказать особо. Дело в том, что этот с виду обычный деревянный домик расположен на склоне и стоит не вертикально, а под углом, перпендикулярно поверхности. Чтобы было более понятно, я нарисовал его в продольном разрезе:
Вся эта конструкция угрожающе скрипит и покачивается, когда в неё заходишь, а ещё там внутри есть поперечная металлическая штанга (на разрезе обозначена точкой). Если привстать и держаться за неё обеими руками, то через широкие щели в стенках видно небо и далёкие горы, и можно представлять, что ты капитан корабля, несущегося к звёздам.
В углу двора я заприметил перевёрнутые цельнодеревянные сани с грязными полозьями. "Наверное, с зимы остались, снег ведь только недавно растаял" - подумал я, но буквально через несколько минут заскрипела калитка, и появился "наш" сван, ведущий в поводу двух волов, запряжённых в такие же саночки, бодро рассекающие грязищу. На мой немой вопрос сван улыбнулся и сказал "Это наш старый способ!" Ну да, по сванским улицам только так и ездить.
Через некоторое время встал С. и сообщил, что замёрз как цуцик, почти не спал и вообще всё плохо. Но увидел окружающую красоту и несколько смягчился. С* героически пытался спать дальше, навалив на себя все спальники, но пришлось его распинать - нам надо было двигаться дальше.
После завтрака, оставив гостеприимным хозяевам немного продуктов (деньги отказались брать наотрез) мы прошли-таки через двор и начали подниматься по тропе, ведущей по краю хребта. Солнце довольно быстро спряталось за тучи, но дождя не было, и идти было тепло и приятно.
В крайней правой группе домов маленький дом с коричневой крышей и забором вокруг - дом, где мы ночевали.
В горах весна только-только вступила в свои права.
Мы героически продрались сквозь заросли орешника и сделали привал на живописной перемычке между двух глубоких оврагов:
Спустя ещё пару часов мы вышли к деревне Цвирми:
В самой деревне мы опять познали мощь сванских улиц, встретили группу местных школьников (С* посетовал: "у них рюкзаки круче, чем у меня в Москве!") и поднялись на высокий холм, где стояла местная церквушка,
гуляла невыразимо милая и чистая свинка с поросятами
и откуда открывались прекрасные виды
Здесь я уже начал чуять неладное, потому что по первоначальному плану маршрута мы должны были идти по левому хребту на нижнем фото, но невооружённым глазом видно, сколько на нём снега.
Дальше мы спустились с холма и по живописной дороге
и дошли до перевала с романтичным названием Угыр, с которого по утомительному серпантину спустились к деревне Богреши, около которой была запланирована ночёвка.
Практически сразу после входа в деревню нам навстречу попался явно не местный мужик, который тут же признал в нас русских, очень обрадовался и сказал, что он тоже турист. Мы прошли с ним до конца деревни, где в заброшенном доме около полицейского участка поставили палатку остальные члены его группы, и остановились пообщаться. В ходе разговора выяснилось, что ребята приехали из Украины, тоже хотели поехать в Крым, но не сложилось, а тут в горах везде снег, каждый день дождь и вообще ещё не сезон, но весело.
Мы распрощались с украинцами и пошли было к реке искать место для стоянки, но тут к нам подошёл офицер полиции, поинтересовался, откуда мы, спросил, кто старший, и попросил меня пройти с ним в участок. В участке (красивый домик из стекла с практически прозрачными стенами) мне сделали замечание за то, что я в форме, спросили, куда мы идём ("На Адиш?! Так там же снег!", но я был непреклоннен ), и зарегистрировали (процедура регистрации заключалась в записывании моих имени-фамилии и мобильного телефона). Также мне сказали телефон участка и порекомендовали звонить, если вдруг что случится ("...вызовём вертолёт и вас спасём").
После беседы с полицейским мы почти уже вышли из деревни и направились к мосту через реку, но тут сидевший на завалинке крайнего дома грузин энергично замахал руками и закричал что-то приветственное, приглашая поговорить. Поговорили, мужик с порога предложил ночлег, еду и домашнее вино, но мы вежливо отказались и спросили только, можно ли встать на берегу речки у разрушенного дома (на последней фотографии этого поста он слева от дома с красной крышей). Грузин обрадовался ещё сильнее, заверил нас, что это "его земля" и вообще никаких проблем.
Дальше...дальше мы поставили палатку недалеко от аутентичных сванских развалин на зелёной, местами загаженной навозом лужайке, приготовили ужин, поели домашнего сыра, выпили немного вина и легли спать под шум горной речки.